Тема опасная. Официальная точка зрения утверждена: ни одной женщине не нравится насилие в сексе. Если кто-то заявляет обратное, то он (это точно ОН!) сексист и потенциальный насильник. Однако…
Вы не знаете, почему особой популярностью пользуются фильмы с элементами сексуального насилия? «50 оттенков серого», «Дневники нимфоманки», «Свяжи меня» — на премьерных показах в кинотеатрах аншлаг. Сама была на одном из них ради профессионального любопытства. Среди зрителей были люди разных возрастов, но преимущественно женщины. Почему же тема сексуального насилия так притягательна для них?
Консультируя самых разных пациенток, я обнаружила, что для каждой второй из них сценарий сексуального насилия был актуальным и желательным. Почему? Они и сами не могли этого объяснить. Просто их это возбуждало. Но само понятие «насилия» они трактовали по-разному.
50 оттенков
Женщины, приходившие в кабинет к сексологу со своими проблемами, хотели бы подчиняться мужчине как в обычной жизни, так и в постели. Но их приличные, либеральные и современные мужья, как правило, не могли им этого дать. А обычный секс в традиционном варианте казался этим дамам пресным.
Те, кому подчинение в сексе по вкусу, имеют определенные особенности психосексуального развития. В большинстве своем это инфантильные женщины, которые специфично проходят стадии развития своей сексуальности и застревают на платонической фазе (этап влюбленности, духовной близости). Они не представляют, чего хотят от секса и отношений.
Их модель поведения формировалась в условиях строгого воспитания в родительской семье и различных табу. Как правило, это девочки, выросшие в условиях эмоциональной депривации. Семьи такого типа называются закрытыми. Они не обмениваются информацией с другими сообществами, избегают любых контактов, сводя их к формальным, и тщательно оберегают внутреннее пространство семьи от вмешательств извне. В таких семейных системах существуют свои правила и строгая иерархия власти. В результате многочисленных запретов и замалчиваний у девочки отсутствует правильная модель сексуального поведения или она сильно искажена. Главное послание родителей ребенку — «будь послушной девочкой», что она с успехом и реализует, став взрослой. Она хочет слушаться, подчиняться. Боль, наслаждение и любовь спаяны в единый конгломерат у таких женщин. Нет боли — значит, нет любви.
Консультируя самых разных пациенток, я обнаружила, что для каждой второй из них сценарий сексуального насилия был актуальным и желательным. Почему? Они и сами не могли этого объяснить. Просто их это возбуждало. Но само понятие «насилия» они трактовали по-разному.
50 оттенков
Женщины, приходившие в кабинет к сексологу со своими проблемами, хотели бы подчиняться мужчине как в обычной жизни, так и в постели. Но их приличные, либеральные и современные мужья, как правило, не могли им этого дать. А обычный секс в традиционном варианте казался этим дамам пресным.
Те, кому подчинение в сексе по вкусу, имеют определенные особенности психосексуального развития. В большинстве своем это инфантильные женщины, которые специфично проходят стадии развития своей сексуальности и застревают на платонической фазе (этап влюбленности, духовной близости). Они не представляют, чего хотят от секса и отношений.
Их модель поведения формировалась в условиях строгого воспитания в родительской семье и различных табу. Как правило, это девочки, выросшие в условиях эмоциональной депривации. Семьи такого типа называются закрытыми. Они не обмениваются информацией с другими сообществами, избегают любых контактов, сводя их к формальным, и тщательно оберегают внутреннее пространство семьи от вмешательств извне. В таких семейных системах существуют свои правила и строгая иерархия власти. В результате многочисленных запретов и замалчиваний у девочки отсутствует правильная модель сексуального поведения или она сильно искажена. Главное послание родителей ребенку — «будь послушной девочкой», что она с успехом и реализует, став взрослой. Она хочет слушаться, подчиняться. Боль, наслаждение и любовь спаяны в единый конгломерат у таких женщин. Нет боли — значит, нет любви.
Секретарша
Часто женщины, фантазируя о насилии, путают понятия. На самом деле они хотят не настоящего сексуального насилия, а грубого, экспрессивного секса. Вспомните австралийский фильм «Маленькая смерть», где героиня одной из историй просила своего мужчину, взять ее силой. А когда он нанял для этого актеров, переодетых в грабителей, она испугалась и пошла на попятную.
Чем отличается сексуальное насилие и грубый секс с элементами насилия? Насилие — это секс по принуждению. А когда ваши фантазии реализуются, пусть даже содержат элементы хардкора, то это секс по взаимному согласию.
Когда мы говорим о субкультуре БДСМ, здесь вообще речь не идет о сексуальном принуждении. Даже есть особый знак, обозначающий «стоп» — я больше не могу, остановись. Забавно, что в групповой психотерапии тоже есть такой останавливающий знак. И ведущий на первой сессии обязательно сообщает о нем. Он используется в том случае, если участник еще не готов о чем-то говорить, тема для него слишком болезненна. Существует ряд правил, четко регламентирующих поведение «господина» и «подчиненного».
Насколько нормально иметь такие пристрастия и предпочтения в сексе? Все зависит от выраженности проявлений. Если речь идет об элементах насилия — наручники, шлепки по ягодицам и прочий фетиш, то это скорее игра, которая позволяет разнообразить многолетние сексуальные отношения. Если же женщине нравится, когда ее избивают, изощренно пытают, и без настоящей боли она не может получать удовольствие от секса, то речь уже идет о сексуальном отклонении.
Часто женщины, фантазируя о насилии, путают понятия. На самом деле они хотят не настоящего сексуального насилия, а грубого, экспрессивного секса. Вспомните австралийский фильм «Маленькая смерть», где героиня одной из историй просила своего мужчину, взять ее силой. А когда он нанял для этого актеров, переодетых в грабителей, она испугалась и пошла на попятную.
Чем отличается сексуальное насилие и грубый секс с элементами насилия? Насилие — это секс по принуждению. А когда ваши фантазии реализуются, пусть даже содержат элементы хардкора, то это секс по взаимному согласию.
Когда мы говорим о субкультуре БДСМ, здесь вообще речь не идет о сексуальном принуждении. Даже есть особый знак, обозначающий «стоп» — я больше не могу, остановись. Забавно, что в групповой психотерапии тоже есть такой останавливающий знак. И ведущий на первой сессии обязательно сообщает о нем. Он используется в том случае, если участник еще не готов о чем-то говорить, тема для него слишком болезненна. Существует ряд правил, четко регламентирующих поведение «господина» и «подчиненного».
Насколько нормально иметь такие пристрастия и предпочтения в сексе? Все зависит от выраженности проявлений. Если речь идет об элементах насилия — наручники, шлепки по ягодицам и прочий фетиш, то это скорее игра, которая позволяет разнообразить многолетние сексуальные отношения. Если же женщине нравится, когда ее избивают, изощренно пытают, и без настоящей боли она не может получать удовольствие от секса, то речь уже идет о сексуальном отклонении.
Красные Шапочки
Вспомним сюжет: маленькую девочку мама настойчиво отправляет в лес одну и надевает ей на голову красную шапочку, чтобы волк точно ее заметил. А девочка идет одна по темному лесу к бабушке, которая живет на окраине с открытой дверью в ожидании приключений…
Психологической трактовкой этого сюжета занимались многие психотерапевты, психоаналитики и даже сам Эрик Берн. Скрытый смысл этой сказки заключается в том, что «Красная Шапочка», нарушая официальные запреты, провоцирует мужчину на агрессию и нехорошие поступки, как бы напрашиваясь на наказание. В итоге мужчина, он же «волк», ведясь на провокацию, сам становится жертвой охотника.
Сценарий «Красная Шапочка» относится к одному из проявлений виктимности. Виктимность (от лат. victim — жертва) — поведение, которое автоматически помещает вас в зону риска, делает жертвой внешних обстоятельств. Зачастую это провокативное поведение воспроизводится на бессознательном уровне. Именно эти женщины чаще всего становятся жертвами реального изнасилования. Конечно, обвинять жертву — страшный грех (она имела право гулять в любое время, где угодно и хоть в одной только шапочке), и все осудят и даже покарают насильника. Вот только жертве от этого легче уже не станет.
Истоки такого поведения, конечно же, закладываются в семье. Как правило, «Красные Шапочки» — это девочки, росшие без отца, а мама была настолько озабочена устройством личной жизни, что не чаяла, как бы спровадить дочь «лесом». Соответственно, девочка не смогла в семье получить любовь и внимание и сформировать правильных моделей поведения. Поэтому «Красная Шапочка» намеренно привлекает к себе внимание. В ее представлении есть два довольно прямолинейных понятия о любви: «любить = желать» и «любить = жалеть». Потому не обошлось в этой сказке без пресловутого треугольника Карпмана: жертва, преследователь, спасатель. Жертва — это «Красная Шапочка» (женщина, сознательно демонстрирующая сексуальность и готовность к сексу), преследователь — «Серый Волк» (мужчина, который заглотил наживку) и спасатель — «Охотник» (другой мужчина, благородно ее спасающий). В этом сценарии нет победителей, все оказываются в проигрыше.
Вспомним сюжет: маленькую девочку мама настойчиво отправляет в лес одну и надевает ей на голову красную шапочку, чтобы волк точно ее заметил. А девочка идет одна по темному лесу к бабушке, которая живет на окраине с открытой дверью в ожидании приключений…
Психологической трактовкой этого сюжета занимались многие психотерапевты, психоаналитики и даже сам Эрик Берн. Скрытый смысл этой сказки заключается в том, что «Красная Шапочка», нарушая официальные запреты, провоцирует мужчину на агрессию и нехорошие поступки, как бы напрашиваясь на наказание. В итоге мужчина, он же «волк», ведясь на провокацию, сам становится жертвой охотника.
Сценарий «Красная Шапочка» относится к одному из проявлений виктимности. Виктимность (от лат. victim — жертва) — поведение, которое автоматически помещает вас в зону риска, делает жертвой внешних обстоятельств. Зачастую это провокативное поведение воспроизводится на бессознательном уровне. Именно эти женщины чаще всего становятся жертвами реального изнасилования. Конечно, обвинять жертву — страшный грех (она имела право гулять в любое время, где угодно и хоть в одной только шапочке), и все осудят и даже покарают насильника. Вот только жертве от этого легче уже не станет.
Истоки такого поведения, конечно же, закладываются в семье. Как правило, «Красные Шапочки» — это девочки, росшие без отца, а мама была настолько озабочена устройством личной жизни, что не чаяла, как бы спровадить дочь «лесом». Соответственно, девочка не смогла в семье получить любовь и внимание и сформировать правильных моделей поведения. Поэтому «Красная Шапочка» намеренно привлекает к себе внимание. В ее представлении есть два довольно прямолинейных понятия о любви: «любить = желать» и «любить = жалеть». Потому не обошлось в этой сказке без пресловутого треугольника Карпмана: жертва, преследователь, спасатель. Жертва — это «Красная Шапочка» (женщина, сознательно демонстрирующая сексуальность и готовность к сексу), преследователь — «Серый Волк» (мужчина, который заглотил наживку) и спасатель — «Охотник» (другой мужчина, благородно ее спасающий). В этом сценарии нет победителей, все оказываются в проигрыше.
Красавица и Чудовище
В русском варианте сказка называлась «Аленький цветочек». Суть сказки в том, что женщина в реальной жизни постоянно выбирает для отношений девиантного партнера («Чудовище»). Это может быть психопат, садист, наркоман, алкоголик. Цель «Красавицы» — спасти своего героя. И она свято верит в эту миссию. Вопреки всему, вопреки даже желаниям самого мужчины.
Чаще всего детские проблемы у нее примерно такие же, как у «Красной Шапочки»: папы либо не было, либо он был чудовищем… Либо сначала был чудовищем, а потом его не было — и выросшая «Красавица» пытается исправить ошибки матери. Этот разрушительный сценарий включает в себя и нотки садомазохизма. И спасать в данном случае надо не мужчину, а себя.
Фото: shutterstock.com, eastnews.ru, kinopoisk.ru
Статья написана специально для женского портала passion.ru.
В русском варианте сказка называлась «Аленький цветочек». Суть сказки в том, что женщина в реальной жизни постоянно выбирает для отношений девиантного партнера («Чудовище»). Это может быть психопат, садист, наркоман, алкоголик. Цель «Красавицы» — спасти своего героя. И она свято верит в эту миссию. Вопреки всему, вопреки даже желаниям самого мужчины.
Чаще всего детские проблемы у нее примерно такие же, как у «Красной Шапочки»: папы либо не было, либо он был чудовищем… Либо сначала был чудовищем, а потом его не было — и выросшая «Красавица» пытается исправить ошибки матери. Этот разрушительный сценарий включает в себя и нотки садомазохизма. И спасать в данном случае надо не мужчину, а себя.
Фото: shutterstock.com, eastnews.ru, kinopoisk.ru
Статья написана специально для женского портала passion.ru.
Если вас заинтересовала эта статья или истории, рассказанные в ней, каким-то образом пересекаются с вашей жизнью, вы можете задать мне интересующие вас вопросы ниже в комментариях или записаться ко мне на прием (форма записи).